Айкидо Ёсейкан

В основе учения Ёсейкан лежат мысли учителей основателя стиля Минору Мотидзуки — Дзигоро Кано и Морихей Уэсиба: «сэйрёку дзэнъё дзита кёэй» — «всеобщее процветание на основе наиболее эффективного использования энергии» и, что подразумевается, «банъю айго» — «всеобщая любовь и гармония». Способом постижения высших идеалов признан Путь — До, или Мити, то есть система физического, этического, интеллектуального и духовного самосовершенствования на основе изучения приемов боевого искусства.

Хотя Минору Мотидзуки изучал разные направления и школы будо, главной основой Ёсейкан стали Кодокан Дзюдо и Айкидо. Присутствуют в системе Ёсейкан и некоторые элементы иных направлений. Например, Гёкусин-рю Дзюдзюцу и Катори Синто-рю. В основе техники лежит древние правило дзюдзюцу»мягкость одолевает жесткость», при этом «мягкость» подразумевается как рациональность, которая дает возможность более слабому использовать силу от более сильного противника. По выражению самого сенсея- как «вода стекает с вершины горы к ее подножию».

Познание Ёсейкан начинается с основных элементов: разнообразных вариантами укэми — страховок при падениях, тэходоки — освобождений от разного вида захватов, которые в потом станут основой для многих бросков и болевых приемов, и тайсабаки — способов маневрирования. Затем изучается не слишком обширный набор приемов, которые могут быть использованы для сопротивления атакам различных типов: броскам, ударам, болевым и удушающим приемам. Сперва приемы демонстрируются в тактическом варианте го-но сэн — когда атака противника уже сделана, ученик защищается и контратакует. На следующей ступени изучается техника сэн-но сэн — опережения действий противника.

В основе системы обучения Ёсейкан лежит так называемый базово-кустовой метод. Так, изучая тэходоки, ученик не просто учится срывать захваты противника, но и изучает базовые способы маневрирования, которые позволяют покинуть территорию поражения и занять по отношению к противнику наиболее удачную позицию (цукури), выведения из равновесия (кудзуси) и способы контроля над действиями противника, а потом эти элементы превращаются в реальные броски и болевые приемы. В принципе, осваивая тэходоки, ученик изучает несколько стандартных наработок приемов, которые в будущем превращаются в многообразие приемов Ёсейкан. Благодаря такому методу, выработка нужных навыков заметно ускоряется, так как на тренировках ученики фактически постоянно повторяют одни и те же элементы.

Рассказывая об особенностях подготовки Ёсейкан, необходимо отметить, что отработка приемов в стойке происходит в жестком соответствии с разделением движений на фазы, принятым в Кодокан Дзюдо: кудзуси — выведение соперника из равновесия, цукури — подготовку приема (занятие нужной позиции для реализации приема) и какэ — непосредственно прием.

Исключительное внимание отводится выведению из равновесия. В Ёсейкан нет характерных для Айкидо Айкикай мягких вовлечений в прием, которые рассчитаны на провал противника в атаке и использование силы его движений. Здесь каждый вход имеет в обязательном порядке блокирование, толчок или даже удар, который дезориентирует и отвлекает соперника и выводит его из равновесия (фаза выведения из равновесия — кудзуси).

Одновременно с блоком или ударом практикующий сближается с атакующим, перемещаясь в безопасную зону, и берет тот или иной захват, жестко ограничивающий свободу действий противника (фаза подготовки приема — цукури).

Потом происходит бросок или болевой прием (фаза проведения приема — какэ) с вариантами последующего удержания.

Если брать приемы борьбы на земле — «нэ-вадза» то, по утверждению Сэнсэя Минору Мотидзуки основное в них — умение преподать противнику некий «сюрприз». Поэтому при разучивании техники нэ-вадза поощряется творческий подход. Такое сочетание жесткой схемы с самостоятельной работой в целом дает неплохой учебный эффект: жестко методированные приемы борьбы в стойке позволяют выработать скоростные рефлексы, а свободная проработка техники борьбы лежа развивает память, воображение и фантазию.

Невзирая на то, что большое количество приемов Ёсейкан имеют аналоги либо в Айкидо, либо в Дзюдо, эта система имеет серьезные отличия и от того, и от другого вида будо. Если техника начального уровня для новичка может показаться классической техникой Айкидо, то на более высоких уровнях возникают и такие приемы, которые в Айкидо просто отсутствуют: броски с использованием ног (аси-вадза), броски с использованием бедер (коси-вадза), броски с падением (сутэми-вадза), удушающие приемы (симэ-вадза), приемы борьбы на земле (нэ-вадза).

 

Если в классическом Айкидо в тайсабаки используются вращения только в горизонтальной плоскости, то в системе Ёсейкан мастер движется как шар, вращаясь во всех плоскостях. Наконец, в отличие от Айкидо в Ёсейкан существует несколько ката. Много думая над идеей профессора Кано о максимально грамотном использовании физических и психических сил, Сэнсэй Мотидзуки решил, что она может быть отлично реализована в технике бросков с падением (сутэми-вадза), в которых могут быть по максимуму использованы сила, скорость движения и вес тела. По мнению основателя Ёсейкан, броски с падением — это высшая техника борьбы. Ведь в схватке двух высококлассных мастеров сложно выполнить эффективный прием, необходимо вкладывать в прием всю силу, выигрывать на мелочах, и именно поэтому на состязаниях по Дзюдо высокого уровня броски проводятся, обычно, с падением бросающего. Говоря о сутэми-вадза Сэнсэй Мотидзуки говорил, что маневрирование в стойке (тайсабаки) производится, как правило, в основном в горизонтальной плоскости, а при выполнении бросков с падением тело бросающего может двигаться практически в любой плоскости.

Техника сутэми-вадза Ёсейкан частично взята из Гёкусин-рю Дзюдзюцу, частично — из Дзюдо. В зависимости от используемых кудзуси и какэ различаются приемы хан-сутэми — броски с опусканием на одно колено и дзэн-сутэми — собственно броски с падением.

Как профессионал Дзюдо, Минору Мотидзуки отлично знал цену вольным схваткам рандори и, конечно, ввел их в свою систему. Однако рандори в Ёсейкан существенно отличается от рандори Кодокана из-за отсутствие спортивной направленности при овладевании техникой в школе Ёсейкан.

Три составляющие Ёсейкан :
* Ё - учеба, рост , процветание
* СЭЙ - истина
* КАН - обозначает место, дом 

В августе 2001 года сенсей  Минору Мотидзуки передал официальные права на использование названия  Айкидо и Айкидзюдзюцу  Ёсейкан сенсею Яну Янссенсу для дальнейшего развития школы.