Хакама

Хакама – это широкие и длинные штаны, больше напоминающие юбку - деталь традиционного самурайского костюма, в наше время сохранившаяся как часть формы для занятий будо (воинскими искусствами). Хакама  — первоначально в Японии кусок материи, обертываемый вокруг бедер, позднее длинные штаны в складку, похожие на юбку или шаровары. Изначально хакама предназначалась для защиты ног всадника от веток, жесткого кустарника и тому подобных неприятностей. Например, ковбоями на Диком Западе для этой цели использовалась кожа, однако в Японии достать кожу было довольно сложно и дорого, поэтому с той же целью использовалась хакама из плотной ткани. После того, как класс самураев был упразднён, и большей частью они превратились в пеших воинов, им всё же удалось оставить за собой право ношения хакама, поскольку это отличало их от простолюдинов, а в бою давало некоторое преимущество, так как скрывало движения ног и вводило противника в затруднение - куда же в следующий момент будет двигаться самурай? Хакама - часть традиционного японского мужского костюма в виде широких штанов, носимая мужчинами в неформальной обстановке, в качестве формы в некоторых боевых искусствах. Хакама выполняют ряд полезных функций: одетые поверх кимоно, хакама сохраняют его, а также сберегают тепло тела. Первые хакама представляли собой четыре сшитых куска материи, но постепенно их покрой менялся, пока они не приняли вид, сохранившийся до нынешнего времени. Хакама придают солидности тем, кто их надевает.

    

Спинкой хакама служит специальная дощечка – коси ита, что дословно переводится как «поясничная дощечка». Приложенная к пояснице, чтобы хакама лучше сидели, коси ита также делает фигуру стройнее. Европейцы, сталкивавшиеся с японцами, часто принимали ее за юбку, но на самом деле это именно штаны, более широкие сверху, чем снизу. Хакама часто носят женщины на выпускных церемониях. Уровень официальности хакама зависит от ткани и расцветки. В Средние Века их ежедневное ношение разрешалось лишь кугэ, самураям и священиикам, простолюдинам же разрешалось надевать их лишь в исключительных случаях (например в день собственной свадьбы).

                                                           

Хакама красного цвета с белым верхом считается женским религиозным одеянием в Синто и оомото, как на фото. В будо хакама чаще всего черного цвета. Хакама у будока является символом мастерства, и часто их разрешают носить в додзё будока с 1 или 3 дана. В кэндо часто используется белая хакама. В настоящее время в школах будо хакама носят ученики, достигшие как правило, какого-то определенного уровня. Однако, женщинам позволяется носить хакама вне зависимости от степени мастерства — согласно японских правил приличия, женщина не должна показывать свои ноги кому попало. По некоторым сведениям, правило носить хакама только по достижении первого дана возникло все в той же Японии во время Второй мировой войны, когда пошив хакама стоил довольно дорого и ткань была в большом дефиците. Достигший первого дана считался уже достаточно посвятившим себя будо, чтобы приложить достаточные усилия и не пожалеть средств для этой детали одежды. Для повседневной носки рекомендуются так называемые «полевые хакама» - нобакама и их разновидности. У нобакама низ брюк более узкий и сохранены складки, придающие солидный вид. Одна из разновидностей нобакама известна под названием «карусан хакама». Слово «карусан» произошло от португальского «calcao», что означает «шаровары». Когда-то японцы увидели их на португальцах, прибывших в Японию, и переняли фасон брюк. Всего существовало четыре вида хакама:

Хакама с двумя штанинами используемая ныне в боевых искусствах – дзеба хакама, для езды верхом. Длинной она была от пояса до щиколоток. И носили этот вид хакама в основном самураи.

Для случаев, когда хакама излишне сковывала бы движения, либо не сочеталась бы с другими частями костюма, существовала укороченная версия, прикрывавшая ноги не полностью, а подобно шортам, если бы мы говорили о брюках.

Также существовала хакама, в которой не было разделения на штанины. По сути это была просто длинная юбка.

И последняя разновидность хакама – полная противоположность второму типу. Это очень длинная хакама, без разделения на штанины, надеваемая на аудиенции к сёгуну или императору. Она имела длину 3 – 4,5 метра и перемещение в ней могло осуществляться только в сикко (на коленях). В ней нельзя было спрятать оружие, а  скованность движений не позволяла неожиданно атаковать. Даже для того, чтобы просто облачиться в неё, требовалась помощь по крайней мере одного человека.

Верхняя часть хакамы собрана в складки: одну большую - по центру сзади, а спереди - две слева и три справа. Эти складки находят друг на друга и сужают хакаму, скрывая перемещения. На поясе сзади крепится "спинка" (коси ита), которая предназначена для того, чтобы удерживать хакаму на нужном уровне.

У хакама 7 складок (5 спереди и 2 сзади), и как большинство вещей в Японии, каждая имеет своё значение:

ДЗИН (доброжелательность)

ГИ (честность, справедливость)

РЭЙ (вежливость, этикет)

ТИ (мудрость)

СИН (искренность)

ТЮ (верность, преданность)

КО (почитание старших или благочестие)

                   Существует еще одна, довольно распространенная, трактовка:

ЮКИ (храбрость, доблесть, мужество)

ДЗИН (гуманность, милосердие, доброжелательность)

ГИ (честность, справедливость)

РЭЙ (вежливость, этикет)

МАКОТО (искренность, честность)

ТЮГИ (верность, преданность)

МЭЙЁ (честь, достоинство, репутация)

Эти качества, согласно древнего кодекса Бусидо, должны присутствовать в каждом самурае, что делает его достойным своего звания. Хакама крепится двумя поясами: один пришит к ее передней части, обматывается вокруг тела два раза и завязывается сзади, под задней частью хакамы; второй продевается через две петли на "спинке" хакамы, также обматывается дважды и завязывается спереди. Следите за своей хакамой. Она не должна быть мятой. Особое внимание следует уделить тому, чтобы складки сохранялись хорошо выраженными. Для этого после каждого занятия ее следует складывать по этим складкам, а после стирки - проглаживать их. Хакаму лучше стирать вручную. Для того чтобы не сходила краска, сперва хакама замачивается в холодной воде с уксусом примерно на 1 час. Замачивайте ее в сложенном состоянии. Обычное соотношение - 1 часть уксуса к 2-м частям воды (можно уменьшить количества уксуса). После этого разложите хакаму по всей длине ванны, залейте холодной водой, а затем руками прижимайте хакаму к дну ванной. Затем аккуратно подвесьте хакаму, чтобы при сушке не «потерялись» складки. При покупке выбирайте хакама длинной до щиколотки. Если длиннее – будет путаться в ногах, короче тоже брать не стоит – после стирки она немного «сядет». Тетрон – это марка полиэстера, обычно используемая для производства хакама. Хлопковые хакама более комфортны и выглядят лучше, но за тетроновыми гораздо проще ухаживать. Тетрон не надо гладить, достаточно дома вешать хакаму, ее можно даже не очень аккуратно складывать. Тетрон можно стирать в машине, не боясь за складки. Хлопковую хакаму необходимо аккуратно складывать, стирать вручную (или в машине в режиме бережной стирки) и гладить. Вещь сложная в обращении. Большинство начинающих покупают тетроновые хакама, а хлопковые – позже. Цифры 7000 и 10000 обозначают плотность хакама, аналогично числу волокон для других тканей. Большая цифра соответствует большему весу. Наиболее ценная шелковая ткань для хакама производилась в городе Сэндай и называлась «сэндай-хира». Но сейчас производство в Сэндай пришло в упадок и 90% ткани для хакама теперь выпускается в г. Ионэдзава. Отсюда и название ткани – ионэдзава-хира. Но хакама шьются не только из этих тканей, используются и другие – например, чесуча, креп и шерсть. К парадным костюмам с фамильным гербом подходят хакама в полоску из сэндай-хира серого или коричневого цвета. Хакама из гладкого одноцветного материала обычно хорошо сочетаются с другими предметами одежды. Поскольку додзё (зал, где проходят занятия) – место едва ли не священное, появляться там в грязном кимоно и мятой хакаме не совсем прилично. Хакама, имеющую ярко выраженные символичные складки, после занятий нужно аккуратно складывать, чтобы сохранить эти складки в первозданном порядке. Согласно древней традиции, которая кому-то может показаться дискриминацией по половому признаку, складывание одежды, в том числе и хакама, было уделом женщин, жен самураев. Приходя домой, самурай просто сбрасывал верхнюю одежду на пол со словами «Сверни это!» и утром получал ее в надлежащем виде. Сейчас этой традиции, наверное, мало кто придерживается. Для складывания хакама есть несколько способов, остановимся на одном из них:

                      

И надевается хакама не менее просто:

                    

Наиболее часто используется хакама того же цвета, что и куртка.

                                                                   Куртка (КЕЙКОГИ)               

                         

Для занятий кэндо, кюдо используется куртка из достаточно плотной ткани, такая же, какая используется и для айкидо. Она мало отличается от кимоно для карате, но обычно она длиннее и завязывается одной или двумя завязками на груди. Обычно нижняя ее часть, заправляемая под штаны (хакаму), двухслойная, прошитая ромбом. Необходимое качество куртки зависит от интенсивности и частоты занятий: естественно, частые занятия требуют уделять больше внимания качеству и состоянию одежды и другого снаряжения. Обычный цвет куртки в кэндо - темно-синий, однако некоторые школы требуют куртки белого цвета, так же, как и большинство женщин, занимающихся кэндо. Иногда используется также черный цвет. Кейкоги сзади должна быть без складок и «мешков». Кейкоги можно стирать в машинке, но в холодной воде – тогда кейкоги не будет выцветать при каждой стирке.